В процессе оказания практической помощи предприятиям жилищно-коммунального комплекса на территории Красноярского края в 2018 году в адрес правления «Союза ПЖКХиЭ» Красноярского края поступали многочисленные вопросы по применению предприятиями ЖКХ действующих нормативных актов и предложения по внесению изменений в действующее жилищное законодательство. В связи с чем, Правление «Союза ПЖКХиЭ» Красноярского края обратилось в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Зубарева с целью оказания помощи в решении вопроса по внесению изменений в действующее законодательство в целях улучшения сложившейся ситуации в отрасли жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
В настоящее время вопрос рассмотрения заявлений лицензиатов на внесение изменений в реестр лицензий в части включения/исключения многоквартирных домов порождает множество судебных споров, вызывает социальную напряженность среди населения по причине частой смены управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
В настоящее время складывается ситуация, при которой действие данной нормы направлено не на защиту прав граждан, не на организацию содержания и управления жилыми домами, а на проведение многократных собраний по выбору управляющей организации в течении короткого временного промежутка. Нередки случаи, когда, не закончив одно собрание по выбору одной управляющей организации, проводится второе по выбору иной управляющей организации. Особенно данная ситуация усугубляется в период подготовки жилищного фонда к эксплуатации в зимний период времени, т.к. претенденты на право управлять жилым домом не выполняют необходимые технические работы на жилых зданиях.
Такие обстоятельства ведут к ухудшению качества управления многоквартирными домами, неудовлетворительному содержанию общего имущества в многоквартирных домах, некачественному предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах. Многочисленные случаи проведения общих собраний собственников по выбору управляющих компаний создают неясность для жителей по определению лица, являющегося исполнителем жилищных и коммунальных услуг, в результате чего, резко снижаются объемы собираемых платежей.
Необходимо отметить, что механизм лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами требует совершенствования действующего законодательства.
По установленным лицензионным требованиям получить лицензию может любая вновь созданная организация, без наличия материально-технической базы, квалифицированных кадров, не имеющая практического опыта по обслуживанию жилищного фонда.
Участились случаи банкротства управляющих организаций, имеющих огромные задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за предоставленные коммунальные услуги, образовавшиеся, в том числе по вине руководителей таких управляющих организаций. При этом законодательство не ограничивает получение лицензии лицом, допустившим существенное нарушение законодательства.
Принятие Федерального закона от 03.04. 2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» позволяет собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов. Однако, действующая юридическая норма при неоплате стоимости коммунальных ресурсов собственниками жилых и нежилых помещений в жилых домах позволяет ресурсоснабжающим организациям предъявлять оплату коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах управляющим организациям в полном объеме согласно показаний общедомовых приборов учета. Данная ситуация не позволяет управляющим компаниям и ТСЖ компенсировать понесенные расходы за предоставленные коммунальные ресурсы РСО и создает тяжелое финансовое положение в управляющих компаниях. Отсутствие этой части денежных поступлений в управляющие компании не позволяет им в полном объеме выполнить технические мероприятия, связанные со своевременным обслуживанием и подготовкой жилищного фонда к эксплуатации в зимний период времени, выполнять обязательства по выплате заработной платы, получать планируемую прибыль в управляющих компаниях.
На территории Красноярского края имеются жилые многоквартирные жилые дома с количеством квартир менее тридцати в которых не выбран способ управления МКД. В данном случае до выбора способа управления, предусмотренного ст. 161ЖК РФ, необходимо законодательно закрепить право или обязанность за юридическим лицом распределять объем электрической энергии на содержание мест общего пользования жителям МКД.
Вышеизложенные предложения направлены Правлением «Союза ПЖКХиЭ» Красноярского края в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Зубарева. В настоящее время они находятся на рассмотрении профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.